Главная   Вход
Мой профиль 
Выход     Вы вошли как Гость | Группа "Гости" RSS

 
Меню сайта

        
Категории раздела
Программы [1]
Образовательный стандарт [1]


Мини-чат
 


Праздники

Праздники России

 



Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Главная » Файлы » Документация кабинета географии » Программы

Программа по географии
[ Скачать с сервера (44.0Kb) ] 22.03.2010, 08:29
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ
Пояснительная записка Статус документа Примерные программы по географии призваны сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим полнее раскрывается, главным об-разом, в структуре содержания и организации обучения. Структура примерных программ полностью отражает основные идеи и предметные те­мы стандарта основного общего образования по географии и, по сути, представляет его развер­нутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных ха­рактеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточ­ной аттестации учащихся. Содержание программы достаточно универсально, что представляет широкие возмож­ности для создания авторских учебных программ. Примерные программы служат ориентиром для учителя в условиях вариативности образования — с одной стороны и его стандартизации — с другой. Учебное время на изучение разделов программы является примерным и рассчита­но ПО ступеням обучения в 6 - 7 и 8—9 классах. Тем самым, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учи­телей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников. Структура документа Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содер­жание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, содержанием разделов и тем; рекомендуемый перечень практических работ. В конце примерной программы приведены требования к уровню подготовки выпускни­ков основной школы. Общая характеристика учебного предмета Примерная программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом но­вой Концепции географического образования. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный под­ход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в ус­ловиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные фак­торы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне. Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географи­ческой среды для жизни и деятельности человека и общества. Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерально-
2 го компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в це­лом. Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного пред­мета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразова­нию окружающей среды на основе идей разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества. Цели. Изучение географии в основной школе направлена на достижение следующих целей; • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенно­стях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального ис­пользования; • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных гео­графических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообраз­ных явлений и процессов; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, са­мостоятельного приобретения новых знаний; • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонима­ния с другими народами: экологической культуры, позитивного отношения к окружающей сре­де; • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоя­тельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности. Место предмета в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе — 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю: в VII, VIII и IX классах — по 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю. Обращаем внимание на то, что в Федеральном базисном учебном плане для образова­тельных учреждений Российской Федерации 1 час в неделю учебного предмета «География» в VI классе перенесен в региональный (национально-региональный) компонент. Этот час реко­мендуется использовать учителям географии для проведения практических работ по темам на­чального курса географии (VI класс) с использованием краеведческого материала и выполне­ния практических работ на местности. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географиче­ских умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для: - познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; — сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования; — ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
3 — соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Результаты обучения Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки вы­пускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализа­цию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окру­жающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который ус­ваивается и воспроизводится учащимися. Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятель­ности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации — карту, стати­стические материалы, геоинформационные системы; пользоваться приборами, а также состав­лять географическую характеристику разных территорий. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической дея­тельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непо­средственно в окружающей среде, для оценки ее состояния, качества, изменений, возможно­стей сохранения и улучшения окружающей среды, прежде всего, своей местности. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ (VI—VII класс) (105 часов) Раздел. Источники географической информации (10 часов) Глобус Градусная сетка. Параллели. Меридианы. Географические координаты: геогра­фическая широта и долгота. Способы изображения земной поверхности на глобусе. План местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на мест­ности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхно­сти на плане. Условные знаки Чтение топографического плана местности. Описание маршру­та- Географическая карта — особый источник информации. Легенда карты. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте. Методы мучения Земли: космический, картографический, статистический, полевой, геоинформационный. Значение каждого из них для получения, обработки, передачи и пред­ставления географической информации. Работа географа в полевых условиях. Использование новых геоинформационных систем. Практические работы Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте; географических координат по карте полушарий и физической карте России: направлений и расстояний. Нанесение на контурную карту географических объектов и явлений. Чтение карты; определение местоположения географических объектов и явлений на карте, их описания по карте. Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звездам. Солнцу, азимуту, расстояний на местности и плане. Определение расстояний на плане в масштабе, движение по азимуту, осуществление его привязки к местным объектам Измерение относительной высоты точек местности, изображение рельефа местности горизонталями.
4 Решение практических задач по топографическому плану; описание маршрута; состав­ление простейшего плана местности. Составление характеристики карты. Чтение (дешифрирование) космических и аэрофотоснимков; чтение, сравнение и со­ставление карт, статистических материалов (таблиц, графиков, диаграмм); работа с геоинфор­мационными системами. Раздел. Природа Земли и человек (30 часов) Земля — планета Солнечной системы. Солнце — источник жизни на Земле. Земля — одна из девяти планет Солнечной системы: ее ближайшие соседи. Луна — спутник Земли, их взаимодействие. Форма и размеры Земли. Движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года в обоих полушариях. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Влия­ние Космоса на Землю и жиизнь людей. Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древно­сти. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и ис­следования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространст­ва. Земная кора и литосфера. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора; ее строение под материками и океанами. Горные породы магматического, метаморфиче­ского и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с глубиной. Литосфера — твердая оболочка Земли. Подвижные участки земной коры. Образование вулканов Основные зоны землетрясении и вулканизма, на Земле. Методы предсказания и за­щиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа и дна Мирового океа­на. Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. Особенности жиз-ни и деятельности человека в горах и на равнинах. Образование и развитие оврагов. Сели: пра­вила по обеспечению личной безопасности. Деятельность человека, преобразующая рельеф. Минеральные ресурсы литосферы; их виды, добыча и транспортировка. Шахты, карь­еры, скважины как объекты рационального использования. Воздействие хозяйственной дея­тельности людей на литосферу, ее последствия. Меры по сохранению и рациональному использованию ресурсов литосферы. Природ­ные памятники литосферы Гидросфера — водном оболочка Земли. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане, правила обеспечения личной безопасности. Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Мировой круговорот воды. Минераль-ные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков. характера горных пород, близости к озерам. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Зна­чение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов. Наводнение; правила обеспечения личной безопасности. Хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот. При­родные памятники гидросферы.
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее структура. Изменение состава атмосферы во времени. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение тем­пературы и давления с высотой. Атмосферное давление. Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосфер­ные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влаж­ность воздуха. Прогнозы погоды. Зависимость климата от географической широты места, бли­зости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Пути адаптации чело­века к климатический условиям местности. Экстремальные климатические условия, правила обеспечения личной безопасности. Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаи­модействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Приспособления живых организмов к среде обитания. Наблюдения за расти­тельным и животным миром для определения качества окружающей среды. Сохранение чело­веком растительного и животного мира Земли. Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду Способы определения качества окружающей среды, меры по ее сохранению и улучше­нию. Почва как особое природное образование. Взаимодействие живого и неживого в почве Физическое, химическое,, биологическое выветривания; их влияние на состав и свойства почв Разнообразие почв. Влияние тепла и влаги на плодородие почвы. Образование гумуса. Пути улучшения состава почв. Плодородие почв. Роль человека, его хозяйственная деятельность в сохранении и улучшении почв Географическая оболочка Земли. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность — важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Гео­графическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Практические работы Составление и объяснение схем: а) «Положение Земли в Солнечной системе»; б) «Дви­жение Земли вокруг Солнца (в ключевых положениях в дни равноденствий и солнцестояний)»; в) «Рельеф дна Мирового океана», «Строение атмосферы»; г) «Части реки»; л) «Различия гор и равнин по высоте» и т. д. Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность и т. д.). Описание по карте географического положения (ГП) гор и равнин, морей, рек. Природ­ных зон, а также . растений, почв и воздействия на них хозяйственной деятельности человека; меры по их сохра­нению и восстановлению. Определение по карте высоты гор и равнин, глубин морей и океанов, направлений морских течений, течений рек, других объектов, явлений и процессов, необходимых для объяснения учебно­го материала. Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма, географиче­ских объектов, необходимых для изучения соответствующих тем. а также ряда месторождений полезных ископаемых, природных памятников лито-, гидро- и биосферы. Организация наблюдений за погодой; измерения элементов погоды с помощью прибо­ров (термометра, барометра, флюгера, гигрометра, осадкомера). .:
6 Построение графика температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладаю­щих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изме­нений температуры и давления воздуха с высотой, влажности. Раздел. Материки, океаны, народы и страны (55 часов) Современный облик планеты Земля. Образование и развитие Земли как планеты. Геологическая история Земли. Современные методы определения возраста, слагающих земную кору, горных пород. Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли. Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта. Размещение круп­нейших форм рельефа на материках и в океане. Территориальные сочетания минеральных ре­сурсов. Зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры и рельефа. Пространственные различия процессов формирования климата. Перемещенне поя­сов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих фак-торов. Типы климатов. Климатическая карта.Антропогенное влияние на глобальные и регио­нальные климатические процессы. Распределение вод суши но материкам в зависимости от количества осадков, испа­ряемости, тепла и рельефа. Главные речные системы и бассейны материков. Влияние климата на режим рек различных регионов Земли. Водные ресурсы материков и их регионов. Зональное и азональное распространение растительного и животного мира на материках и в океане. Антропогенные изменения природных ландшафтов. Лесные ресурсы. Особенности почвообразований, в различных природных условиях. Агроклиматические ресурсы материков и их регионов. Взаимосвязи компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах и районах материков. Основные объекты природного наследия человечества. Население Земли. Появление человека на Земле Древняя родина человека, пути его расселения по материкам. Первые цивилизации и государства. Памятники древней культуры. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Самые многочисленные на­роды. География языков и религий Региональные различия в плотности населения материков, регионов и стран. Культура материальная и духовная, их взаимосвязи. Влияние окружающей природной среды на формирование типов жилища, одежду, питание, религиозные верования, фольклор, традиции и обычаи, семейный уклад, занятия; взаимопроникновение культурных традиций разных народов. Элементы материальной и духовной культуры как результат жизнедеятельно­сти человека, его адаптации к окружающей среде. Многообразие стран современного мира. Их основные типы. Наиболее крупные страны по площади и численности населения, их столицы и крупные города. Материки и страны. Типовая характеристика каждого материка. Типовая характери­стика может использоваться при изучении каждого материка с учетом его географической спе­цифики: - Африки; — Австралии; — Южной Америки; — Северной Америки; — Евразии; — Антарктиды. Особенности географического положения материков. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории Деление материков на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы
7 Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения материков. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и об­щества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жиз­недеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хо-чяйственной деятельности. Крупнейшие города как центры культурного наследия человечества. Природно-хозяиственные регионы. Влияние природно-исторических условий на фор­мирование хозяйственной специализации различных территорий. Географические различия в хозяйственном освоении материков и регионов. Главные природно-хозяйственные регионы ма­териков. Страны материков. Рекомендуется изучение не менее 20 стран типичных для круп­ных регионов материков. Политическая карта Евразии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Океании. Краткая характеристика наиболее крупных и типичных для регионов материка стран с указанием особенностей их географического положения, природы и природных ресурсов, на­селения, основных видов хозяйственной деятельности. Особенности материальной и духовной культуры народов Столицы и наиболее крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества. Практические работы Изучение и объяснение природных процессов на основе таблиц, схем, карт по темам разделов: «Формы рельефа, их строение и возраст; характерные полезные ископаемые», «Кли­матические пояса и природные зоны материка», «Климатические показатели, характеризующие разные природные зоны материка» и др. описаний: климата, природных зон материков, рек, озер. городов, ландшафтов, культуры народов. Анализ карт различного содержания с целью определения взаимосвязей географиче-ских компонентов природных комплексов между собой. Определение типа климата, природной зоны по картографическим и статистическим материалам. Составление картосхем, соответствующих тематике разделов: «Открытия и исследова­ния материков», «Географическое положение страны», «Расселение населения», «Специализа­ция современного хозяйства регионов и стран материка» и др. Составление характеристик комплексных карт материков; изучение политической кар­ты мира, карты народов мира. Нанесение на контурную карту географической номенклатуры, необходимой для изу­чения материала раздела. Составление географических характеристик отдельных компонентов природных ком­плексов, в том числе сравнительных, а также комплексных географических характеристик ма­териков, их регионов и отдельных стран. Резервное время — 10 часов. ГЕОГРАФИЯ РОССИИ (VIII-1X класс) (140 часов) Раздел. Особенности географического положения России (10 часов). Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная террито­рия России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географиче­ского положения России и положения других государств. 8 Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономиче­ская зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декрет­ное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение госу­дарственной территории России. Изменения границ страны. Доисторических этапах. Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа. Практические работы. Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России и других стран. Определение поясного времени для разных городов России. Раздел. Природа России (30 ч.) Природные условия. и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. При­родный и экологический потенциал России. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирова­ния земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основ­ные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледене­ния Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рациональ­ного использования. Изменение pельефа человеком. рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Законо­мерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, клима­тические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйст­венная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изу­чения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона. Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны, Распределе-нис рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, харак­тером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России, Крупнейшие озера, их проис­хождение. Болота. подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества год; водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего регио­на и своей местности. Почва и почвенные ресурсы. Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв. Почва - национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местно­сти.
9 Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности. Природно-хозяйственное районирование. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо ох­раняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия. Практические работы. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением ос­новных групп полезных ископаемых. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Со­ставление прогноза погоды. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характери­стики условий жизни и хозяйственной деятельности населения. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и клима-тограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных услови-я.\ изменения других компонентов природного комплекса. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах. Раздел. Население России (10 ч.) Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с дру­гими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных террито­рий Прогнозы изменения численности населения России. Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пира­миды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения. Народы и религии России. Россия - многонациональное государство. Многонацио-нальность как специфический фактор формирования и развития России. Использование гео­графических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий. Особенности расселения населения России. Географические особенности размеще­ния населения; их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. 10 Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населе­ния по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни на­селения России, факторы их определяющие. Практические работы. Анализ карт населения. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих насе­ление страны в целом и ее отдельных территорий. Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений. Раздел. Хозяйство России (30 ч.) Особенности развития хозяйства России. Предприятие - первичная основа хозяйства Условия и факторы размещения предприятий. Отраслевая структура функциональная и терри­ториальная структуры хозяйства, их особенности. Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы. Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отраслей живот­новодства. Садоводство и виноградарство. Лесное хозяйство. Российские леса - важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины - традицион­ная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромы­словые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Практические работы. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хо­зяйства. Группировка отраслей по различным показателям. Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рацио­нального использования. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его развития. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйст-ве.Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопровалов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды. Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения ма­шиностроительных предприятий. География науко-. трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машинострое­ние и охрана окружающей среды. Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия, факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тя­желых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры Металлургия и охрана окружающей среды Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы раз-мещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая про­мышленность и охрана окружающей среды
11 Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана ок­ружающей среды. Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка от­раслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Географ стиль­ной промышленности. Третичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития. География коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь. География наука. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы. География социа
Категория: Программы | Добавил: guzvenag
Просмотров: 19611 | Загрузок: 1311 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.3/12
Всего комментариев: 1
1  
yjhv dct

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт




      Поиск


Друзья сайта


  •                                            
    Copyright MyCorp © 2017